На сайте Бессмертного полка истории четверых моих прадедушек.
Галустов Михаил Александрович и его два сына, Николай и Анатолий, пали смертью храбрых.
В этой короткой строчке – вся боль, слезы и ужас потери, с которыми жила 30 лет после войны моя прабабушка Галустова Татьяна Парамоновна.
Для нее смерть всех мужчин семьи на Великой Отечественной войне стала огромным горем.
Первым, в сентябре 1941, призвали на фронт старшего 19-летнего Колю.
Воевал в составе 320 стрелкового полка 117 стрелковой дивизии 43 армии
Остались только три письма с фронта и семейные предания, что он был очень красивым, веселым и добрым.
Вот одно из писем:
Письмо писано 12. II. 1942 г.
«Добрый день, веселый час, пишу письмо и жду от вас. Здравствуй мама, брат Толя, сестра Галя. Пишет вам ваш сын Галустов Н.М. Мама, я еду двадцатого или двадцать пятого на фронт. Мама, и вам не мешало бы меня проводить, но затем, мама, ты не найдешь, где мы находимся, но, мама, ты не печалься и брось думать обо мне. Буду жив, то увидимся, и если придет такой случай, то я мама не один еду защищать Родину. Хватит, мама, я пожил с вами немного и это хорошо, что я прожил зиму дома, но, мама, и опять жди не раньше числа 1 ноября, это, мама, ведь сказано надвое: или грудь в крестах, или голова в кустах, что-нибудь одно. Мама, я ведь уже пишу 7 письмо, от вас не получал письма и, наверное, не придется получить. Мама, я вам послал одну карточку. Мама, хотя вы мне прописали как вы живете, мне охота узнать, что у вас новенького. Мама, я вам писал, что я болею, сейчас стало лучше. Сперва меня свалило, но сейчас лучше. Я лежал 3 дня в сан. части, а сейчас я вам посылаю 2 письма в одном конверте. Одно письмо, мама, передайте Клавке и не читайте его. Это для вас не интересно и остальное. Передавайте привет ребятам от меня и Лене, и бабушке, и всем ребятишкам, и тете Пане, и тете Вале и дяде Ване, Паше и Васе, и Лалину Вите, и Киму, и Пете. Мама, пока до свидания, я жив-здоров и того вам желаю. Живите как можно лучше».
Николай Галустов погиб 25.01.1944г. Витебская обл. Городокский р-н, д. Новая Деревня. 25 января погиб, в день рождения своей мамы.
5 ноября 1941 призвали на фронт мужа бабушки - Галустова Михаила Александровича 18 мая 1901 года рождения.
366 с.д. (переименована в 19 Гвардейская дивизию 18.03.42.) Cтрелковый полк 1222, 1 батальон, 1 стрелковая рота, военная полевая почтовая станция 723.
Только одно письмо с войны от прадедушки хранится в нашем семейном архиве, но оно такое пронзительное, что мама с бабушкой плачут до сих пор, хотя знают его почти наизусть.
«Письмо писано 1941 года ноября 25 числа.
Во первых строках моего письма сообщаю вам, что я жив-здоров, чего и вам желаю. Я сейчас двигаюсь ближе к фронту. Ехали 11 суток и сейчас идем пешком. Вот уже прошли мы 300 км, да еще, говорят, нам идти 500 км. Все ничего, но я сокрушаюсь - нога идти мне не дает, сильно болит. Идти никак не дает, больно. Вот я вам пропишу, чем я питаюсь. Получаем 700 г. хлеба, суп – 5 ложек и один раз каши 5 ложек, так вот.
Таня, меня взяли, а ты все говорила, что не возьмут меня в армию. Таня, ты знаешь мое здоровье, что я больной и мне уже не увидать вас больше, потому что я заехал 6 тысяч верст. Далеко и не знаю, где стоит наш Томск. Я не знаю, а все мы идем. В ходьбе день и ночь, так что некогда даже написать письма. Не имеем времени. Таня, вещи бросил на дороге, если хорошие люди, то вышлют. А то пропадут, Таня. Как вы там живете? Я живу незавидно. Таня, если можно, вышли мне табаку, спичек и бумаги и сухарей. Денег не надо. Свинью заколола, то вышли сала. Таня, Коля не дома? Когда я ехал, то кажется, он в эшелоне ехал, а может я обознался. Но не знаю, кажется, он, сын Коля. Ну, пока, до свидания. Таня и сын Толя, и дочь моя Галя, и всем знакомым моим, друзьям всем кланяюсь по низкому поклону. Пока до свидания, живу я незавидно. До свидания и всем до свидания скажи всем Таня, Толя и Галя. Пиши ответ. Толя, пиши скорее. Вот вам мой адрес:
Действующая армия, военная полевая почтовая станция 723, полк 1222, 1 батальон, 1 стрелковая рота. Получить Галустову М.А. Пока до свидания, пока».
Галустов Михаил Александрович пропал без вести в январе 1943г.
Последний, младший сын Толя призван на фронт 29.11.1944 г. из села Зоркальцево.
Строчки из письма Анатолия: "Немецкие фашисты хотели помешать нашей жизни, да не вышло. Теперь японские самураи тоже надеются нас сломать. Да не выйдет и у них. Мы будем жить!"
Толя был младшим сыном в семье моей прабабушки Галустовой Татьяны Парамоновны. С какой радостью ждали его домой, ведь война закончилась. Все, Победа! Но радость и надежда сменились страшным горем – 15 августа 1945 г.он погиб в бою с японцами. «Будем жить!» - писал он в своем последнем письме, получается, что про нас.
Когда я впервые читал все эти письма, все надеялся обнаружить что-то сокровенное, важное про войну или переживания, мысли о себе и своей роли. Но у этих писем была, видимо, совсем другая задача – успокоить маму и жену, сообщить, что жив-здоров.
И еще одна мысль не дает покоя, когда читаешь эти ветхие треугольнички – насколько больше, полнее был бы наш род, если бы все выжили и вернулись! А если в масштабах нашей страны размышлять… Такие молодые, сильные мужчины! Им бы жить, работать, любить.
Про прапрабабушку, ее судьбу была размещена статья Соломона Львовича Выгона в областной газете «Красное знамя» и после этого ей написал однополчанин и друг Толи - Балберин Илья Николаевич.
«Здравствуйте, Татьяна Парамоновна!
Мать друга моего Толи, друга в полном смысле этого слова. 7 ноября я прочитал в газете «Красное Знамя» статью «Те, кому выпало жить…» Жить выпало и мне.
С Вашим сыном Анатолием я начал служить вместе со 2 декабря 1944 года, всегда мы старались попасть в один взвод и все время были в одном отделении. Толя был красивый, волевой, смелый и статный солдат, всегда опрятен и подтянут. На Дальний Восток мы приехали 18 мая 1945 года из запасного полка г. Бийска. Ехали в одном вагоне мы ним, до 4-5 июня 1945 года пробыли в карантине на станции Черниговка Приморского края, а 4-5 июня были переведены в действующую армию, прибывшую с запада после окончания войны с немцами. Мы были с ним в 449 Ковенский орденов Суворова и Кутузова полк с полевой почтой 61901. К войне этой мы были подготовлены, я бы сказал, основательно. Обмундирование, выданное нам за 2 месяца учебы в гористой местности Приморья, было изношено и перед наступлением нам выдали все с иголки, в том числе обувь, также выдали новые автоматы, мы ведь были автоматчики. Толю назначили ординарцем командира роты ст. лейтенанта Ананьева 1919 г. рождения, кстати, тоже томича, но где проживает, не знаю. Демобилизован он осенью 46 года. Меня назначили авиасигнальщиком, так что мы с вашим сыном всегда были вместе, вместе делили все солдатские тяготы и лишения, вместе мечтали о родине, о родных и близких и, конечно, о девушках, ведь нам в ту пору было по 18 лет. Вместе мечтали о конце войны, о Победе, которую добывали сами. Но не суждено было встретить победу Толе, он пал смертью героя за пригород города Мудацзяна 14 августа. Умер он у меня на коленях, вражеский осколок пробил ему лобовую часть ниже каски и вышел в затылок через каску. Он смотрел мне в глаза и что-то силился еще сказать, но только шевелил губами, как будто просил: «Илюшка, отомсти за меня!» Он и мертвый был красивый, лицо у него не было изуродовано.
Похоронен он был там же, где погиб, но потом после войны останки воинов перевозили на родину в г. Гродеково».
Как бабушка пережила это? Она работала. Трудилась изо всех сил, в доме ее постоянно останавливались эвакуированные, она всех кормила картошкой – то, что было – всем делилась. И воспитывала единственную оставшуюся у нее дочь – мою бабушку.
6 ноября 1946г. Татьяна Парамоновна награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» в колхозе «Путь Советов».
В 2010 году в память о защитниках Родины именем Галустовых названа улица в их родном селе Зоркальцево.
А бабушка моя встретила здесь же в Зоркальцево, моего дедушку – Елистратова Дмитрия Васильевича, который вернулся с войны. Сейчас расскажу и его историю.
В возрасте 18 лет, 13 августа 1942 года Дмитрия призвали на фронт.
«Когда я уходил на фронт, - вспоминал дед, - бабушка Александра Малолетко дала мне один наказ: «Митя, чтобы ты ни начинал делать, всегда говори: «С Богом!» и тогда будешь жив-здоров».
Дедушка неукоснительно соблюдал этот наказ, конечно, потихоньку, про себя, (комсомолец все-таки!) каждое утро начинал с этих слов.
Начал службу рядовым, затем на должностях сержантского состава, закончил лейтенантом (командный состав). Дедушка вспоминал, что офицер не мог быть с четырьмя классами образования, поэтому ему «добавили» еще 2 класса.
Сразу на фронт Дмитрия не послали, а направили на курсы подготовки в г. Красноярск в 5-ую отдельную учебную бригаду. Все однокурсники рвались на фронт, а толкового перспективного юношу с пролетарским незапятнанным происхождением все оставляли и оставляли в учебке для преподавания. (Первые ростки педагогического таланта, дедушка после войны преподавал в ФЗО №7 – что-то вроде училища теперешнего).
Дед уже отчаялся попасть на фронт и пришлось ему уговаривать писаря тайком внести его в списки, отбывающих на фронт. Начальство негодовало, но сделать ничего не могло.
17 октября 1943 г. он возглавил отделение автоматчиков 626 стрелкового полка 151 стрелковой дивизии 1 Украинского Фронта. В бою за переправу на Днестре был легко ранен в ногу. В госпиталь не поехал, лечился при части, в медсанбате. За этот бой был награжден медалью «За Отвагу». Еще одно ранение (контузия) было при отступлении из украинского города Долина. Тогда пришлось пролечиться полмесяца в полевом госпитале.
Елистратов Дмитрий Васильевич прошел курсы младших лейтенантов 1 гвардейской Армии по профилю «Командир стрелкового взвода», получил звание лейтенанта. Командовал стрелковым взводом на 1-ом Украинском фронте, освобождал столицы европейских государств. Участвовал в боевых операциях 1-ой гвардейской Армии, в 38-ой Армии 4-го Украинского Фронта. Награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За победу над Германией», «За отвагу», юбилейными медалями.
С 1942-1945гг. состоял в рядах ВЛКСМ, беспартийный.
Уволен в запас 3 июля 1946 г. приказом Львовского военного округа. Дедушка вспоминал, что его уговаривали остаться кадровым военным, тем более на Украине в г. Славута, такой благодатный край! Но тоска по родным, по Сибири не дала спокойно жить и он вернулся в с. Зоркальцево к своей семье.
Вскоре Дмитрий встретил свою будущую жену – Галустову Галину Михайловну. Боевой офицер, вернулся с фронта, поет, играет на гармошке, веселый и красивый! Благодаря их любви началась история большой семьи, где через два поколения появиась и я.
Каждый год, 9 мая, идем в составе Бессмертного полка по проспекту Ленина с портретом нашего деды Мити.
Время уравняло всех дедов – теперь уже никого нет с нами. Но память о них живет. В названии улицы, в наших сердцах. У деда Мити было 7 младших братьев и сестер и сейчас их правнукам в школе задают написать сочинения об участии в войне их родных. А дед единственный из этой большой семьи воевал. Так что к нашим архивам обращается все больше родственников – «Дайте информацию ребенку для сочинения!». Пусть так, но память живет. Не нужно про это забывать.
Спасибо нашим землякам, ребятам-томичам, которые придумали Бессмертный полк и вдохновили всю страну на то, чтобы подвиги защитников Отечества стали по-настоящему бессмертными.